Система образования в россии — общие принципы и структура

О системе среднего образования в РФ

Как было отмечено выше, она состоит из нескольких подуровней:

  • Начальный длится четыре года. Основная цель — дать ребенку систему необходимых знаний по базовым предметам.
  • Основное образование длится с пятого по девятый классы. Оно предполагает, что развитие ребенка должно осуществляться по основным научным направлениям. В результате средние учебные заведения должны подготовить подростков к ГИА по определенным предметам.

Данные ступени образования в школе обязательны для детей в соответствии с их возрастом. После девятого класса ребенок имеет право уйти из школы и обучаться дальше, выбрав специальные средние учебные заведения. В таком случае именно на опекунов или родителей по закону возлагается вся ответственность за то, чтобы процесс получения знаний был продолжен, а не прерван.

Полное образование подразумевает то, что ученик находится в течение двух лет в десятом-одиннадцатом классах. Основное назначение этого этапа — подготовить выпускников к ЕГЭ и дальнейшему обучению в вузе. Действительность показывает, что в этот период нередко прибегают к услугам репетиторов, поскольку одной школы бывает недостаточно.

Актуальность самообразования

В отличие от прежнего столетия, сейчас, в эпоху технологического и инновационного развития, не учить что-то новое – это не успевать за тенденциями, что равно упущению шанса достичь успеха. Поэтому в наше время актуальность самообразования как никогда кстати – век живи, век учись. Для того, чтобы процесс самообразования был максимально полезным и продуктивным, мы советуем пройти нашу программу «Лучшие техники самообразования», которая за 5 недель поможет вам научиться правильно ставить цели и планы, эффективнее читать книги и запоминать информацию, а также применять различные техники мышления для решения жизненных задач.

Виды программ

Система дополнительного профессионального образования представлена следующими формами обучения:

  • повышение квалификации – обновление и углубление знаний, умений и практических навыков, совершенствование деловых качеств работников;
  • профессиональная переподготовка – расширение компетенций на базе полученного образования или обучение другой специальности ввиду отсутствия спроса на уже имеющуюся на рынке труда;
  • тренинги, семинары, конференции, консультации, мастер-классы – интенсивные курсы освоения передового практического опыта.

Программы дистанционного дополнительного профессионального образования разрабатываются учебным учреждением на основе соответствующих ФГОС, квалификационных требований и профстандартов.

Повышение квалификации

Продолжительность курсов бывает разной, но по законодательству она не должна быть меньше 16 академических часов. Стоимость учебы зависит от престижности профессии и учебного заведения и в среднем составляет от 1 до 8 тысяч рублей. После успешной сдачи итоговой аттестации слушателю вручают документ о повышении квалификации:

  • прошедшему курс менее 16 часов – сертификат;
  • проучившемуся более 16 часов – удостоверение.

Удостоверения действительны неограниченный период, если по закону для определенной профессии или должности не предусмотрено обязательное регулярное повышение квалификации.

Профпереподготовка

Условно программы профессиональной переподготовки делятся на 2 вида:

  • получение дополнительной смежной квалификации – длительностью в 1,5–6 месяцев;
  • приобретение новой компетенции, необходимой для ведения другого вида деятельности, – продолжительностью 1–2 года.

По окончании учебы выдается диплом о профессиональной переподготовке. Обучение в среднем стоит от 5 до 180 тысяч рублей.

Другие формы дистанционного обучения для получения дополнительного профессионального образования представляют собой виртуальное индивидуальное и групповое общение, в ходе которого участники курса обмениваются мнениями, идеями, информацией по определенному вопросу. Сертификаты, выдаваемые по окончании тренингов или семинаров, которые проходили в форме вебинаров, редко имеют значение при оценке работодателем профессионального уровня сотрудника. Как вариант – они учитываются в «накопительной системе», как у медиков, к примеру, когда за определенный период времени надо пройти установленное количество часов повышения квалификации, в том числе дистанционно.

Для дополнительного профессионального образования дистанционное обучение подходит как нельзя лучше

Обычно прием заявлений для поступления на онлайн-курсы ведется круглый год, что немаловажно для работающих специалистов. Занятия начинаются сразу после внесения слушателем оплаты – не надо дожидаться формирования группы или начала семестра

Учиться можно без отрыва от работы. Выпускники дистанционных программ получают стандартные дипломы о профессиональной переподготовке, не отличающиеся от документов, которые выдаются слушателям аналогичных очных курсов.

Каждый человек должен непрерывно развиваться и совершенствоваться: этот тезис особенно актуален применительно к его трудовой деятельности. Чтобы быть востребованным, строить успешную карьеру, нужно постоянно повышать квалификацию, расширять кругозор. Получение дополнительного профессионального образования дистанционно – наиболее экономный и удобный способ достижения этих целей.

Как функционирует

Российская система образования — это мощная совокупность четырех сотрудничающих структур.

  1. Федеральные стандарты и образовательные требования, которые определяют информационную составляющую учебных программ. В стране реализуются два вида программ – общеобразовательные и специализированные, то есть профессиональные. Оба вида подразделяются на основные и дополнительные.

К основным общеобразовательным программам относят:

  • дошкольные;
  • начальные;
  • основные;
  • средние (полные).

Основные профессиональные программы подразделяются следующим образом:

  • средние профессиональные;
  • высшие профессиональные (бакалавриат, специалитет, магистратура);
  • послевузовское профессиональное обучение.

Современная система образования в России предполагает несколько форм обучения:

  • в стенах аудиторий (очная, очно-заочная (вечерняя), заочная);
  • внутрисемейное;
  • самообразование;
  • экстернат.

Также допускается сочетание перечисленных учебных форм.

  1. Научные и образовательные институции. Они функционируют для реализации учебных программ.

Образовательное учреждение — это структура, занятая осуществлением учебного процесса, то есть реализацией одной или нескольких обучающих программ. Учебное учреждение также обеспечивает содержание и воспитание учащихся.

Схема системы образования в РФ выглядит так:

  • Первое звено — дошкольное обучение (детские садики, ясли-садики, центры раннего детского развития, прогимназии).
  • Второе звено — общеобразовательные заведения (школы, лицеи, гимназии), предлагающие начальное, основное и среднее образование.
  • Третье звено — среднее профобразование (училища, техникумы, лицеи, колледжи).
  • Четвертое звено — высшее образование (университеты, институты, академии).
  • Пятое звено — послевузовское образование (аспирантуры, докторантуры, ординатуры).

Учреждения образования бывают:

  • государственными (регионального и федерального подчинения);
  • муниципальными;
  • негосударственными, то есть частными.

Все они являются юридическими лицами.

Типы образовательных заведений:

  • дошкольные;
  • общеобразовательные;
  • начального, общего, высшего профобучения и послевузовского профобразования;
  • военного высшего профобразования;
  • дополнительного образования;
  • специального и корректирующего обучения санаторного типа.

ІІІ. Структуры, осуществляющие управленческие и контрольные функции.

ІV. Объединения юридических лиц, общественных групп и общественно-государственных компаний, работающих в системе образования РФ. 

Инклюзивное образование

Закон «Об образовании в Российской Федерации» в качестве одной из приоритетных задач выделяет создание благоприятных условий для обучения лиц с ограниченными возможностями. Причем это отражается не только в форме, но и в содержании.

В законе данная система получила наименование «инклюзивное образование». Его реализация подразумевает отсутствие любой дискриминации детей с особенными потребностями, наличие равного отношения к каждому и доступность обучения.

Инклюзивное образование реализуется во всех учебных заведениях России. Основная цель — создать безбарьерную среду в процессе обучения и обеспечить профессиональную подготовку лиц с ограниченными возможностями. Для ее реализации необходимо выполнить определенные задачи:

  • технически оснастить образовательные учреждения;
  • разработать специальные учебные курсы для педагогов;
  • создать методические разработки для других обучающихся, нацеленные на процесс развития взаимоотношений с инвалидами;
  • разработать программы, которые направлены на то, чтобы облегчить адаптацию лиц с ограниченными возможностями в общеобразовательных учреждениях.

Данная работа только получила свое развитие. В течение нескольких ближайших лет поставленная цель и выделенные задачи должны быть полностью реализованы.

Высшее профессиональное образование (ВПО)

В перечень основных ступеней профессионального образования входит высшее образование. В вузы могут поступить не все выпускники школ. Дорога в эти учебные заведения открыта только лицам, имеющим среднее (полное) общее образование или среднее профобразование. В вузы также могут поступать те люди, которые уже имеют высшее образование и желают получить еще одну специальность, усилить в будущем свои конкурентные преимущества на рынке труда.

Данная ступень профессионального образования решает несколько очень важных задач. Каждый вуз:

  • удовлетворяет потребности людей в разностороннем развитии личности посредством получения образования;
  • обеспечивает общество квалифицированными специалистами, научно-педагогическими кадрами высшей квалификации;
  • развивает науку и искусство путем выполнения научных исследований и осуществления творческой деятельности;
  • работает в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов и руководящих работников.

Среднее профобразование (СПО)

Второй ступенью профессионального образования считается среднее профобразование. Учреждения, предлагающие его, сегодня являются очень востребованными среди выпускников школ. Некоторые учебные заведения многофункциональны. Они предлагают не только программы СПО, но и программы начального, дополнительного профобразования.

В последние годы СПО развивается в нескольких направлениях, что является немаловажным плюсом для абитуриентов:

  1. Учебные заведения активно используют в своей образовательной деятельности современные технологии. Обучающимся предлагаются совершенно новые занятия, интересные методики обучения.
  2. Совершенствуются специальности, профессиональные стандарты в образовании. В ссузах появляются совершенно новые направления, корректируются старые, которые в итоге начинают отвечать требованиям времени.
  3. Некоторые ссузы входят в состав вузов. Это позволяет учреждениям СПО предлагать более качественное образование, ведь учебный процесс строится с вовлечением материально-технической базы университетов, академий, институтов, с привлечением профессорско-преподавательского состава.

Похожие термины:

  • образование, имеющее целью подготовку и переподготовку специалистов соответствующего уровня, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе среднего (полно

  • необходимое для полноценного вступления в трудовую деятельность профессиональное воспитание и обучение (подготовка) на тех уровнях образования, в отношении которых действуют федеральные госуда

  • совокупность знаний, умений и навыков, необходимых для подготовки специалистов среднего звена, полученных на базе основного общего, среднего (полного) общего или начального профессионального обр

  • установленные в Российской Федерации следующие уровни: 1) среднее профессиональное образование; 2) высшее образование – бакалавриат; 3) высшее образование – специалитет, магистратура; 4) высшее обр

  • самостоятельная область образования, возникшая в условиях индустриализации общества и борьбы за социальное равноправие женщины. Главным фактором, обусловившим появление низшего и среднего женс

  • звено в цепи непрерывного образования человека, целью и содержанием которого является профессиональная подготовка рабочих, служащих, специалистов разных уровней квалификации (среднее профессио

  • степень соответствия профессионального образования текущим и перспективным задачам социально-экономического развития общества, т. е. насколько оно удовлетворяет запросы отдельной личности и об

  • имеет целью подготовку работников квалифицированного труда (рабочих, служащих) по всем основным направлениям общественно полезной деятельности на базе основного общего образования. По отдельны

  • уровень основного образования, направленный на развитие личности учащегося, его профессиональное становление, получение специальной теоретической и практической подготовки, завершающийся прис

  • (АПО) – новая форма интеллектуального труда, призванная генерировать новые идеи, обобщать передовой опыт, поддерживать инициативу в области профессионального образования. Логикой самой жизни ас

  • образование, получаемое гражданами в государственных образовательных учреждениях (начальное или среднее профессиональное), а также по направлению службы занятости потерявшими возможность рабо

  • наука, предметом которой являются образование, обучение и воспитание учащихся в процессе теоретического обучения и производительного труда. Как теория образования, обучения и воспитания дидакти

  • характеризуется различными концепциями образовательного процесса. Они определяют два направления (модели) в педагогике: рационалистическое и гуманистическое. Рационалистическая модель процесс

  • документы государственного образца, удостоверяющие профессиональное образование и отражающие ступени профессиональной квалификации; являются основанием для получения работы по профессии или

Зарождение образования на Руси

Образование и грамотность всегда были распространены в России, о чем говорят найденные берестяные грамоты, относящиеся еще к I тысячелетию.

Начало повсеместному образованию на Руси положил князь Владимир, когда издал указ о том, чтобы брать детей из лучших семей и учить их «книжному научению», что воспринималось древними русичами как дикость и вызывала страх. Родители совершенно не хотели отдавать детей учиться, поэтому учеников в школы зачисляли насильно.

Первое большое училище появилось в 1028 году усилиями Ярослава Мудрого, который смог собрать 300 детей и издал повеление «учить их книгам». С тех пор число школ начало возрастать. Открывали их в основном при монастырях и церквях, и не только в городах, но и сельских поселениях.

Стоит отметить, что князья Древней Руси были людьми образованными, поэтому уделяли обучению детей и книгам повышенное внимание. Образование и его уровень росли вплоть до монголо-татарского нашествия в XIII веке, которое имело катастрофическое значение для русской культуры, поскольку были уничтожены практически все очаги грамотности и книги

Образование и его уровень росли вплоть до монголо-татарского нашествия в XIII веке, которое имело катастрофическое значение для русской культуры, поскольку были уничтожены практически все очаги грамотности и книги.

И только в середине XVI века правители задумались о грамотности и образовании вновь, и уже в XVIII веке образование стало занимать особе место в истории России. Именно тогда была совершена попытка создания государственной системы образования. Открывались школы и приглашались специалисты по разным наукам из-за рубежа или российских подростков отправляли обучаться заграницу.

Лишь при Петре I образование и просвещение, а также их развитие, открытие школ различных специализаций (математическая, географическая) стало важной государственной задачей. Благодаря этому в России возникла система профессионального образования

Со смертью Петра I российское образование пришло в упадок, поскольку его преемники не уделяли должного внимания наукам.

Но если ранее к обучению допускались только дети дворян и других знатных родов и семей, то со второй половины XVIII века все изменилось кардинальным образом. Екатерина II заложила в понятие «образование» совсем другой смысл – воспитание народа.

Министерство народного просвещения впервые было создано в 1802 году по указу царя Александра I, установились типы образовательных учреждений: приходские и уездные училища, гимназии и университеты. Установилась преемственность между этими заведениями, количество ступеней классов увеличилось до 7, а в университет можно было поступить только после окончания гимназии.

В конце XIX и начале XX веков стали подниматься вопросы о реформе школьного образования, которые очень скоро оказались в центре общественного внимания. В этот период российская школа, несмотря на различные сложности и противоречия, пережила период подъема: выросло количество учебных заведений, число учащихся в них, появилось разнообразие форм и типов обучения, а также его содержание.

Сколько лет учится современный россиянин

В завершение предлагаем
посчитать, сколько же лет тратит житель нашей страны на

получение образования

.

Для удобства выше и здесь мы
использовали сроки, предусмотренные для очной формы обучения. Соответственно,
заочники в каждом цикле задерживаются еще на год

Сокращенное обучение с
перезачетом дисциплин также принимать во внимание не будем, так как оно
доступно не во всех вузах.

Итак, какие варианты
возможны:

Таблица 1. Для окончивших 9 классов

Школа 9 лет СПО 4 года ВО Б 4 года ВО С 5 лет ВО М 2 года ВО А 3 года Итого
13 лет
17 лет
18 лет
19 лет
20 лет
22 года
23 года

Таблица 2. Для окончивших 11 классов и поступивших в колледж или техникум

Школа 11 лет СПО 3 года ВО Б 4 года ВО С 5 лет ВО М 2 года ВО А 3 года Итого
14 лет
18 лет
19 лет
20 лет
21 год
23 года
24 года

Таблица 3. Для окончивших 11 классов и поступивших в вуз

Школа 11 лет ВО Б 4 года ВО С 5 лет ВО М 2 года ВО А 3 года Итого
11 лет
15 лет
16 лет
17 лет
18 год
20 лет
21 год

Нормативная база

Основные принципы ведения образовательной деятельности с применением дистанционного обучения закреплены , конкретизируют его положения приказы Минобрнауки:

  • № 499 от 1 июля 2013 г. – об организации процесса дополнительного профессионального образования;
  • № 816 от 23 августа 2017 г. – утверждает порядок применения дистанционных технологий.

В ФЗ № 273 указано, что учреждения, реализующие программы дополнительного профессионального образования имеют право осуществлять обучение дистанционно. Для этого они должны обладать необходимыми материально-техническими средствами, нормативной базой и кадровым персоналом соответствующего уровня. Технические аспекты организации дистанционного обучения в рамках получения дополнительного профобразования регламентированы письмом Минобрнауки от 10.04.2014 года № 06-381.

Приказ Минобрнауки № 22 от 20.01.2014 содержит перечень профессий и специальностей СПО, которые нельзя получить, обучаясь только дистанционно. Но в этом документе речь идет исключительно об основных – не дополнительных – образовательных программах. Для ДПО таких ограничений нет: об этом говорится в письме Минобрнауки от 21.04. 2015 № ВК-1013/06.

Дистанционное обучение в дополнительном профессиональном образовании могут применять федеральные, муниципальные и частные учреждения, имеющие лицензию на ведение образовательной деятельности. Они предлагают курсы в самых разных направлениях:

  • менеджмент;
  • логистика;
  • государственное и муниципальное управление;
  • экономика и финансы;
  • медицина;
  • маркетинг;
  • охрана труда;
  • юриспруденция;
  • техника и инженерия;
  • технологии производства продуктов питания;
  • педагогика;
  • психология;
  • туризм;
  • дизайн;
  • информатика и вычислительная техника и др.

Профпереподготовка и повышение квалификации полностью или частично дистанционно – когда очные занятия сочетаются с удаленными. Какую именно форму обучения выберет учебное заведение, зависит в первую очередь от содержания программы дополнительного образования.

Обучение ведется по договору, который заключается со слушателем или с направляющим на повышение квалификации или переподготовку предприятием (организацией). В первом случае учебу оплачивает сам учащийся, во втором – работники получают дистанционное дополнительное профессиональное образование за счет средств, выделяемых из различных бюджетов (предприятий, муниципалитетов и др.).

Слушатели программ, прошедшие итоговую аттестацию, получают удостоверение о повышении квалификации или диплом о профпереподготовке, форму документов учреждения и организации допобразования устанавливают самостоятельно. Если с завершающими учебу экзаменами, тестами, зачетами или другими заключительными аттестационными мероприятиями выпускник курсов не справился, ему выдают справку об обучении.

Виды и уровни российского образования

На сегодняшний день, в РФ существуют такие виды образования, как общеобразовательное и профессиональное. К первому виду относится дошкольное и школьное образование, ко второму – все остальные.

Что касается уровня образования – это показатель освоения образовательных программ различных уровней, как отдельным человеком, так и населением. Образовательные программы, в свою очередь, — это ступени образования. Данный показатель характеризует реальные и потенциальные возможности общества, государства в целом, и отдельного человека, в частности.

Уровни образования:

  • общеобразовательный;
  • профессиональный;
  • высший.

Трудности текущего момента

Разумеется, Россию наших дней невозможно представить без текущих вопросов и прогнозов планирования в системе современного высшего образования. Среди самых острых проблем, пожалуй, нужно выделить вопрос платного обучения. С конца девяностых годов приобрести «корочки» об образовании в России можно и с помощью финансов. Конечно, можно смотреть на это, как хорошую возможность для некоторых не очень способных категорий россиян, однако такой вариант одновременно создает большое количество неоднозначных вопросов.

Ведь это одна из ведущих причин, приведшей к существенному падению уровня высшей школы. Так как все можно получить за деньги, от текущих оценок до дипломов о высшем образовании, их стали получать лентяи и откровенные двоечники. Из финансовой составляющей вытекает другая проблема – серьезная коррупция в органах высшего образования. И в последнее время она делается все крупнее. Проблемы высшей школы в России очень актуальны, а разрешаются очень неторопливо. Однако хорошо уже то, что в сфере образования есть хоть какие-то реформы.

Все это надо понимать, когда речь идет о будущем в уровнях высшего образования. Общая информация об учебе в России показывает, что этому очень сильно способствуют наши достижения в науке. Формирование нано- и биотехнологий совершенно точно в скором будущем приведет к росту числа новых специальностей. И одновременно с этим и к очередным учебным программам, методам и эффективным формам образования.

Похожие термины:

  • количество времени, необходимого и установленного на обучение конкретной профессии в определенном типе профессионального учебного заведения. Зависит от условий и потребностей общественно-экон

  • методы обучения, обеспечивающие теоретическую и практическую подготовку человека к профессиональной деятельности; для теоретической подготовки характерны такие методы, как описание, рассказ, о

  • специалист, обеспечивающий приобретение профессии по программам начального профессионального образования учащимися образовательных учреждений, учебно-курсовой сети предприятий и организаций,

  • основные положения профессионального обучения, отражающие закономерности педагогического процесса и включающие: политехнический принцип; принцип соединения обучения с производительным трудом

  • соответствие фактического уровня и качества подготовки выпускников требованиям государственного образовательного стандарта и параметрам профессионального обучения.

  • отрасль профессиональной педагогики, исследующая закономерности обучения определенным предметам и производственного обучения и на этой основе выявляющая пути, способы и средства реализации со

  • система учебных средств, используемых в теоретическом и практическом профессиональном обучении безработных граждан и незанятого населения. В составе средств профессионального обучения выделяю

  • учебные курсы, входящие в образовательную область «ТЕХНОЛОГИЯ».

  • программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих и должностям служащих, программы переподготовки рабочих и служащих, программы повышения квалификации рабочих и служащих. Программы д

  • систематическое наблюдение, отслеживание и оценка состояния и результативности процесса профессионального обучения. Разработка прогностических мер на основе мониторинга в профессиональном об

  • дидактический принцип, в соответствии с которым обучение строится на конкретных образах, непосредственно воспринимаемых обучающимися. Наглядность в профессиональном обучении обогащает круг пр

  • метод группового обучения совместной деятельности в процессе решения общих задач в условиях максимально возможного приближения к реальным проблемным ситуациям. Деловые игры в профессиональном

  • оптимальный учет конкретных личных качеств и событий жизни каждого учащегося при педагогическом руководстве его развитием как специалиста, пригодного к замещению некоторого типового трудового

  • мероприятия органов службы занятости, проводимые совместно с предприятиями, учреждениями, организациями по обучению и трудоустройству высвобождаемых работников до наступления срока расторжени

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector