Статья 197 тк рф. право работников на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации

Содержание:

Порядок проведения аттестации и повышения квалификации работников

Повышение квалификации работников предприятия может производиться только в соответствии с требованиями законодательства. В свою очередь, действующие нормативы предписывают два варианта направления сотрудника на повышение квалификации:

  1. Инициатива работника. В данном случае работник самостоятельно определяет способы повышения квалификации и заключает с работодателем соответствующий договор, где стороны, достигнув соглашения, уточняют условия означенной процедуры.
  2. Инициатива работодателя. Без согласия сотрудника работодатель может направить его на повышение квалификации только в том случае, если сотруднику она необходима для продолжения ведения трудовой деятельности в рамках своей должности. Если же таковая необходимость отсутствует, направлен сотрудник на повышение квалификации может быть только при его согласии.

Руководители или коллеги в некоторых случаях также могут направлять работодателю или высшему руководству служебные записки или иные документы с представлениями или рекомендациями о необходимости повышения квалификации тех или иных работников.

Само же прохождение повышения квалификации и обучение может проводиться различными способами. Например, к методам повышения квалификации персонала можно отнести следующие варианты:

  • На базе действующих образовательных учреждений. Если повышение квалификации подразумевает приобретение нового уровня образования, то проводиться таковое может в образовательных учреждениях.
  • В специализированных учебных центрах. Отдельные организации могут предоставлять услуги по практическому обучению работников и повышению их квалификации без изменения уровня образования.
  • На базе предприятия. При наличии необходимой материальной технической или преподавательской базы, предприятие может полностью провести повышение квалификации работников на своей территории и собственными силами.
  • Путем дистанционного обучения. Сейчас данный метод повышения квалификации является одним из наиболее популярных, так как позволяет проводить обучение сотрудников без их фактического отрыва от рабочих мест.

Следует также отличать процедуру аттестации сотрудников и непосредственного повышения квалификации. Аттестация подразумевает проверку полученных или имеющихся знаний, в то время как повышение квалификации – непосредственно их получение. Аттестация и повышение квалификации могут проводиться комплексно, с целью выявления фактического качества подготовки персонала к работе в новых условиях или на новой должности.

Обоснование

Очередная проверка должна производиться в следующие сроки (п. 1.4.20 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных Приказом Минэнерго России от 13.01.2003 N (ред. от 13.09.2018)):

  • для электротехнического персонала, непосредственно организующего и проводящего работы по обслуживанию действующих электроустановок или выполняющего в них наладочные, электромонтажные, ремонтные работы или профилактические испытания, а также для персонала, имеющего право выдачи нарядов, распоряжений, ведения оперативных переговоров, — 1 раз в год;
  • для административно-технического персонала, не относящегося к предыдущей группе, а также для специалистов по охране труда, допущенных к инспектированию электроустановок, — 1 раз в 3 года.

Для электротехнического персонала нужно периодически организовывать повышение квалификации — как правило, не реже одного раза в пять лет (п. п. 1.2.6, 1.4.5.1, 1.4.5.2, 1.4.5.3 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей).

Согласно положениям действующих правил в электроэнергетике и в сфере теплоснабжения при введении в действие новых или переработанных норм предусмотрено проведение внеочередной проверки знаний (п. 1.4.23 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей.

Согласно пункту 1.1 Правил по охране труда при эксплуатации электроустановок, утвержденных Приказом Минтруда России от 15.12.2020 N 903н, требования Правил распространяются на работодателей — юридических и физических лиц независимо от их организационно-правовых форм и работников из числа электротехнического, электротехнологического и неэлектротехнического персонала организаций, занятых техническим обслуживанием электроустановок, проводящих в них оперативные переключения, организующих и выполняющих строительные, монтажные, наладочные, ремонтные работы, испытания и измерения, в том числе работы с приборами учета электроэнергии, измерительными приборами и средствами автоматики, а также осуществляющих управление технологическими режимами работы объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок потребителей.

Вступление в силу с 1 января 2021 г. новых Правил по охране труда при эксплуатации электроустановок (утв. Приказом Минтруда России от 15.12.2020 N 903н) является основанием для организации внеочередной проверки знаний. Однако до 1 июля 2021 г. не требуется проведение таких проверок (п. 4 Приложения 8 к Постановлению Правительства РФ от 03.04.2020 N 440). В связи с этим Ростехнадзор отмечает, в частности, следующее (Письмо от 26.01.2021 N 00-06-05/55):

Нормативная база

Основные принципы ведения образовательной деятельности с применением дистанционного обучения закреплены , конкретизируют его положения приказы Минобрнауки:

  • № 499 от 1 июля 2013 г. – об организации процесса дополнительного профессионального образования;
  • № 816 от 23 августа 2017 г. – утверждает порядок применения дистанционных технологий.

В ФЗ № 273 указано, что учреждения, реализующие программы дополнительного профессионального образования имеют право осуществлять обучение дистанционно. Для этого они должны обладать необходимыми материально-техническими средствами, нормативной базой и кадровым персоналом соответствующего уровня. Технические аспекты организации дистанционного обучения в рамках получения дополнительного профобразования регламентированы письмом Минобрнауки от 10.04.2014 года № 06-381.

Приказ Минобрнауки № 22 от 20.01.2014 содержит перечень профессий и специальностей СПО, которые нельзя получить, обучаясь только дистанционно. Но в этом документе речь идет исключительно об основных – не дополнительных – образовательных программах. Для ДПО таких ограничений нет: об этом говорится в письме Минобрнауки от 21.04. 2015 № ВК-1013/06.

Дистанционное обучение в дополнительном профессиональном образовании могут применять федеральные, муниципальные и частные учреждения, имеющие лицензию на ведение образовательной деятельности. Они предлагают курсы в самых разных направлениях:

  • менеджмент;
  • логистика;
  • государственное и муниципальное управление;
  • экономика и финансы;
  • медицина;
  • маркетинг;
  • охрана труда;
  • юриспруденция;
  • техника и инженерия;
  • технологии производства продуктов питания;
  • педагогика;
  • психология;
  • туризм;
  • дизайн;
  • информатика и вычислительная техника и др.

Профпереподготовка и повышение квалификации полностью или частично дистанционно – когда очные занятия сочетаются с удаленными. Какую именно форму обучения выберет учебное заведение, зависит в первую очередь от содержания программы дополнительного образования.

Обучение ведется по договору, который заключается со слушателем или с направляющим на повышение квалификации или переподготовку предприятием (организацией). В первом случае учебу оплачивает сам учащийся, во втором – работники получают дистанционное дополнительное профессиональное образование за счет средств, выделяемых из различных бюджетов (предприятий, муниципалитетов и др.).

Слушатели программ, прошедшие итоговую аттестацию, получают удостоверение о повышении квалификации или диплом о профпереподготовке, форму документов учреждения и организации допобразования устанавливают самостоятельно. Если с завершающими учебу экзаменами, тестами, зачетами или другими заключительными аттестационными мероприятиями выпускник курсов не справился, ему выдают справку об обучении.

Зачем нужен диплом о профпереподготовке?

Потребность в дипломе о профпереподготовке может возникнуть у профессионала, который имеет желание и потребность изменить направление своей проф. деятельности. Так, юрист, специализирующийся на международном праве, может переквалифицироваться в адвоката по уголовным делам. Тоже самое касается учителей: учитель истории может получить новую специальность учителя русского языка и литературы.

Другой случай, когда нужна переподготовка, касается новой специальности и профессии. Например, юрист может стать педагогом, инженер юристом, учитель госслужащим и т.д. Правила получения новой специальности на базе имеющегося профобразования регламентируется также отдельными нормативно-правовыми актами. Например, для медицинских работников таковым является Приказ Минздрава №707.

Диплом о профессиональной переподготовке дает шанс за сравнительно короткий период времени (минимум – 250 академических часов) освоить новую специализацию, получить базовые знания и навыки, необходимые для работы в том или ином направлении. Такой документ позволяет слушателю:

  • сменить профиль;

  • перейти на другое место работы;

  • расширить сферу своей деятельности;

  • добавить дополнительный пункт в свое резюме.

Переподготовиться также могут и те люди, которые теряют интерес к своей основной специализации, разочаровываются в выбранной профессии или же получают интересное предложение от работодателя из другой сферы деятельности.

С документом, подтверждающим переподготовку, разрешена практика: можно официально подавать документы в отдел кадров конкретной организации и, затем, приступать к выполнению своих должностных обязанностей в рамках новой профессии.

Как получить диплом о переподготовке?

Выдачей документов о профпереподготовке заведуют организации, уполномоченные осуществлять образовательную деятельность, при условии, что у них имеются соответствующие программы обучения, достаточная материально-техническая база.

Согласно пункту 11 статьи 76 федерального закона «Об образовании», учеба может осуществляться как в виде непрерывного курса, так и поэтапно. Порядок получения знаний фиксируется той учебным планом, договором об обучении между клиентом и образовательным учреждением.

Алгоритм:

  • сначала нужно выбрать подходящую программу;

  • затем требуется подать заявку на обучение, подписать договор, оплатить услугу;

  • далее слушатель курса получает график занятий (учебный план), учебные материалы;

  • сдача экзаменов (тест, устная или письменная работа);

  • все специалисты, кто успешно прошел проверку знаний, получают дипломы о профессиональной переподготовке.

Способов получения образования этого формата существует несколько. Компании, предоставляющие подобные услуги, могут предлагать обучение без отрыва от производства (дистанционные курсы) и с отрывом от производства (посещение учебного центра).

Профессиональная переподготовка или второе проф.образование?

Когда возникает необходимость перепрофилирования специалиста, перед ним возникает дилемма: профпереподготовка или получение второго высшего образования. По российскому законодательству, диплом о профессиональной переподготовке приравнивается к высшему образованию и позволяет полноценно практиковать освоенный вид деятельности.

Как правило, переподготовка оказывается намного выгоднее получения второго высшего или среднего профессионального образования:

  • во-первых, финансово намного доступнее, на нее уходит в несколько раз меньше времени, чем на учебу в университете;

  • во-вторых, не требуется сдавать вступительные экзамены, выдвигается меньше требований к слушателю;

  • в-третьих, это обучение нацелено на практическое освоение профессии, дает больше актуальных и полезных навыков, которые могут пригодиться в работе.

Диплом о профессиональной переподготовке заведомо проще получить, тем более, что в современных условиях можно окончить курсы даже дистанционно, без физического посещения лекций.

По каким специальностям можно пройти переподготовку?

Сегодня практически нет никаких ограничений для получения новой профессии на базе уже имеющегося профобразования. Исключения составляют некоторые направления. Например, нельзя получить медицинскую профессию без профильного медобразования (как среднего, так и высшего). 

Полный перечень направлений по переподготовке специалистов.

Не нашли нужную информацию? Задайте вопрос менеджеру

Что такое повышение квалификации?

Ниже приведены наиболее популярные трактовки термина «повышение квалификации».

Повышение квалификации (skills training) — это обновление теоретических и практических знаний и навыков специалистов в связи с повышением требований к уровню квалификации и необходимостью освоения современных методов решения профессиональных задач.

Повышение квалификации — одна из форм дополнительного повышения образовательного уровня персонала, осуществляемая путем систематического самообразования, проведения производственно-экономической учебы, краткосрочного и длительного периодического обучения в соответствующих образовательных учреждениях.

Повышение квалификации — учебная деятельность, направленная на достижение более высокой ступени профессиональной квалификации; предусматривает освоение новых общетеоретических и специально-технологических знаний, расширение спектра умений и навыков, углубление понимания связи между наукой и технологией. Одна из форм освоения прогрессивного опыта, целью которой является повышение эффективности труда; осуществляется в рамках системы непрерывного образования путем поэтапного обучения в образовательных учреждениях соответствующих ступеней.

К повышению квалификации относится любое обучение, направленное на совершенствование и развитие знаний, умений и навыков какого-либо конкретного типа деятельности. Потребность в повышении квалификации определяется постоянным изменением стоящих перед работниками задач и условий труда, связанных как с совершенствованием средств производства, так и с должностным ростом.

Повышение квалификации — это вид деятельности, обеспечивающий обновление теоретических профессиональных знаний и практических навыков работы в соответствии с постоянно повышающимися требованиями государственных образовательных стандартов по конкретным должностям и профессиям. Повышение квалификации может служить основанием для повышения квалификационного разряда, группы квалификации, класса или категории в должности.

Повышение квалификации рабочих — это обучение, направленное на последовательное совершенствование их профессиональных и экономических знаний, умений и навыков, рост мастерства по имеющимся профессиям. Для повышения квалификации рабочих организуются:

  • производственно-экономические курсы;
  • курсы целевого назначения;
  • школы передовых приемов и методов труда;
  • курсы бригадиров.

Целью повышения квалификации специалистов является обновление их теоретических и практических знаний в соответствии с постоянно повышающимися требованиями государственных образовательных стандартов.

Повышение квалификации проводится по мере необходимости, но не реже 1 раза в 5 лет в течение всей трудовой деятельности работников. Периодичность прохождения специалистами повышения квалификации устанавливается работодателем.

Регулярно проходить курсы повышения квалификации обязаны сотрудники органов внутренних дел, медики, фармацевты, госслужащие, адвокаты, аудиторы, главные бухгалтеры, педагогические работники, работники железнодорожного транспорта, водители городского транспорта, экипажи воздушных судов, работники, занятые на подземных работах и на производстве химического оружия, судьи и др. Этим профессионалам курсы повышения квалификации нужно проходить с определенной периодичностью: педагогам — 1 раз в три года, главным бухгалтерам — 1 раз в 5 лет и т.д.

Повышение квалификации не следует путать с профессиональной переподготовкой, которая представляет собой отдельный вид дополнительного профессионального образования, направленного на глубокое комплексное изучение предмета для ведения нового вида деятельности. Профессиональная переподготовка организуется для освоения работниками, уже имеющими профессию, новых профессий и для получения дополнительной квалификации.

Как правильно оформить повышение квалификации сотрудника — порядок действий работодателя

Ваш сотрудник повысил квалификацию, а вы не знаете, что с этим делать дальше?

Изучите нашу инструкцию по этому вопросу. Она поможет правильно и быстро оформить результат пройденного обучения.

Действие 1. Примите заявление от сотрудника и определите состав квалификационной комиссии

Успешное прохождение обучения — это еще не повод для автоматического повышения категории, разряда, класса конкретного сотрудника.

Изначально работник должен подать заявление в кадровую службу с просьбой переосвидетельствовать его профессиональный уровень на основании удостоверения о повышении квалификации.

После получения заявления создается квалификационная комиссия (при условии, что на предприятии нет такой структуры).

Действие 2. Пригласите сотрудника на заседание комиссии и проверьте его знания

Комиссия создана, дата заседания назначена, заинтересованные стороны оповещены. В назначенный день и время комиссия проверит уровень знаний работника, претендующего на более высокий разряд (категорию).

Если сотрудник успешно справится с вопросами комиссии и своими знаниями докажет, что квалификационный уровень, присвоенный ему по окончанию курсов и подтвержденный документально, соответствует его фактическим профессиональным компетенциям, то комиссия примет решение о признании результатов пройденного обучения.

О результатах работник узнает сразу.

Действие 3. Издайте приказ о присвоении сотруднику нового квалификационного разряда

Заключение комиссии служит основанием для издания приказа о повышении разряда (категории) такому-то работнику.

Приказ — это документ, официально подтверждающий новый квалификационный уровень работника и дающий ему право на выполнение других задач и обязанностей. Ознакамливается сотрудник с этим документом под подпись.

Действие 4. Внесите изменения в трудовую книжку и договор

Приказ издан. Теперь в недельный срок кадровой службе необходимо внести запись о повышении разряда в трудовую книжку сотрудника. При этом в документе делается ссылка на полученное после прохождения курсов удостоверение (свидетельство).

С самого документа снимается копия, заверяется в установленном порядке и подшивается в личное дело сотрудника.

Для всех желающих предлагаю к просмотру видеоролик по теме.

Как его организовать

Обучающий процесс сотрудников производственного коллектива может быть организован различно, исходя из поставленной задачи и получения необходимого объема новых навыков:

  • Краткосрочное обучение, по продолжительности не превышающее 72 ч., обычно оно проходит без отрыва от работы и оканчивается сдачей профессионального теста или защитой научной работы.
  • Семинары по определенной тематике или проблеме производства, они проходят в пределах 100 ч., обычно на них раскрываются новые технологии, научные разработки, экономические и другие вопросы, касающиеся конкретной компании или отрасли в целом.
  • Длительная переподготовка. Для этого вида получения новых навыков необходим отрыв от производства, курсы организуются на базе специализированного учебного заведения.

Форма прохождения повышения уровня квалификации может различаться:

  • Сотрудник прерывает трудовую деятельность по специальности.
  • Обучение в условиях производственного цеха, подразделения или компании без отрыва от трудовой деятельности.
  • Частичным перерывом от своих должностных обязанностей.
  • По форме индивидуального учебного курса.

Учебный процесс может быть организован как в условиях самого предприятия, так и учебных лицензированных заведениях, к которым можно отнести:

  • Академию, как высшее звено получения знаний.
  • Институт отраслевого либо регионального значения.
  • Специализированные обучающие курсы, школа или центр.
  • Либо по программе личного обучения у конкретного специалиста подразделения.

Для направления работников в учебные подразделения необходимо оформление следующей документации:

  • Производственного учебного плана, в котором обоснована необходимость в повышении уровня профессионализма сотрудников.
  • Издание руководством предприятия приказа, в котором присутствует обоснование необходимости в ином уровне профессиональных знаний сотрудников – расширение производственных мощностей, приобретение нового технологического оборудования и т.п. Также необходимо в нем отметить, то направление проходит по распоряжению руководства компании или предприятия.

Необходимые документы

Основным документом будет являться заключаемый с учебным заведением договор на оказание конкретных услуг. В нем следует отразить:

  • Тип обучения: по очной, заочной или комбинированной форме будет проходить переподготовка.
  • Цену договоренностей.
  • Срок действия соглашения.
  • Название документа подтверждающего прохождение курсов повышения квалификации.

В качестве приложения следует отметить вид учебной программы и количество часов обучения, а также копию лицензии на осуществление подобной деятельности.

Образец приказа на обучение сотрудника вы можете скачать здесь, а тут — договор о повышении квалификации, на образовательные услуги по ПК — здесь.

Договор о повышении квалификации (семинар)

Договор на образовательные услуги

Образец приказа на обучение сотрудника

Ответственные органы

Контроль над проведением обучающих курсов может осуществляться как самим руководством компании, так и контролирующими органами, например, органами исполнительной власти в сфере образования РФ.

Алгоритм оформления

Руководство хозяйствующего субъекта заключает с работником дополнительное соглашение, в котором оговаривается специфика будущей трудовой деятельности по окончанию курсов. Кроме этого, в нем также указывается ответственность работника перед руководством, если им не будут выполнены основные условия договора по обучению, например, возмещение понесенных работодателем убытков, если курсы не будут надлежащим образом окончены, по причине отстранения от занятий в связи нарушением установленного учебного порядка.

Сроки и особенности

Срок учебного курса заранее обговаривается во время подписания соглашения с учебным заведением, если это краткосрочные курсы, то длительность учебы может продолжаться до 100 учебных часов. К особенностям можно причислить сдача тестирования, подготовка реферата по теме обучения или профессиональных экзаменов.

По окончанию переподготовки на руки сотрудник может получить:

  • Удостоверение об окончании учебного процесса по повышению профессиональных навыков.
  • Свидетельство, если длительного учебного процесса превышала 100 учебных часов.
  • Диплом о прохождении переподготовки и обучению другой профессии, при условии, что на занятия отводилось более 500 ч.

Нюансы обучения на курсах профессиональной переподготовки

Дополнительное образование отличается от классической подготовки меньшимколичеством теории, продолжительностью, приемными требованиями.

Кто может реализовывать программы переподготовки

Правом обучать работников обладают лицензированные организации:

  • Государственные аккредитованные ВУЗы.
  • Многопрофильные учебные центры.
  • Частные университеты.

При выборе образовательной площадки, нужно проверить лицензию. А также формат аттестации, проверки знаний. Уточнить, выдают ли сертификаты, удостоверения, дипломы по результатам обучения. Официальные документы удостоверяют квалификацию, котируются на рынке труда, подтверждают полученные знания, навыки, готовность к практической деятельности.

Кому доступно прохождение профессиональной переподготовки

Условия поступления по направлениям профессиональной переподготовки два:

  • У потенциального слушателя есть оконченное образование (высшее или среднее специальное).
  • Слушатель — студент ВУЗа или колледжа. Закон не запрещает получать специальность и обучаться дополнительной профессии.

Повышение квалификации нужно действующим сотрудникам. Требование — наличие высшего или среднего специального образования. Характер программы должен быть смежным. Врач не может повышать квалификацию как маркетолог. А юрист — как менеджер.

В каких случаях нужна переподготовка

Профессиональная подготовка становится выходом, если человек не способен работать по специальности. Виной могут быть житейские ситуации, объективные факторы:

  • Состояние здоровья.
  • Особенности рынка труда конкретного региона, города. Когда вакансий недостаточно или нет.
  • Сокращение штата компании, организации, где человек работал.
  • Банальное нежелание продолжать прежнюю деятельность.
  • Переезд.

Существуют более сложные случаи. Например, сотрудник работает проектировщиком конструкторского бюро, имеет высшее образование по направлению экономика. Чтобы повысить квалификацию проектировщика, сотруднику придется пройти переподготовку по смежной программе. Диплом экономиста для этой цели не подойдет. Это вопрос сохранения рабочего места, карьерного роста.

Кто разрабатывает программы, и по каким направлениям можно пройти обучение

Стандарты утверждают профильные органы исполнительной власти. Зависит от конкретного направления. Это положение закреплено п. 7 ст. 76 Закона об образовании. Разработка учебных планов ложится на плечи образовательной организации, университета или центра на месте. Закон оставляет за ними право корректировать образовательные программы (п. 6 ст. 76). Количество специальностей подготовки зависит от размеров центра или ВУЗа, на базе которого проводится обучение.

Наш университет предлагает более 200 программ ДПО по 10 направлениям:

  • Менеджмент.
  • Реклама и PR.
  • Индустрия гостеприимства.
  • Производство.
  • Проектная деятельность.
  • Игровая индустрия, киберспорт.
  • Программирование.
  • Бухгалтерский учет и налогообложение.
  • Интернет и IT-технологии.
  • Управление персоналом.

Формат обучения — дистанционный. Работник может получить дополнительную специальность, повысить квалификацию без отрыва от практической деятельности. Обучающийся смотрит лекции, выполняет практические задания. Нарабатывает необходимые навыки. А постоянный контакт с преподавателем, обратная связь по результатам позволяет закрепить знания.

Какие документы выдаются после прохождения курсов

По результатам профессиональной переподготовки, слушатель курса получает диплом государственного образца. С ним можно найти работу по новой специальности.

Обучающиеся, закончившие программы повышения квалификации, получают удостоверение, которое также служит формальным подтверждением профессионального уровня.

Дополнительное образование повышает мобильность работника, востребованность, актуализирует знания и навыки

Это важно в условиях жесткой конкуренции, постоянного наплыва молодых выпускников ВУЗов

Адрес поступления:

Москва, Ленинградский пр-т. д. 80, корп. Г (м. Сокол) Москва, ул. Измайловский вал, д. 2, корп. 1 (м. Семеновская)

Телефон: 8 (800) 100 00 11

График работы приёмной комиссии:Пн — Пт: 09.00−20.00;Сб — Вс: 10.00−17.00.

Обоснование

Согласно пункту 11 части 1 статьи 41 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2020) Охрана здоровья обучающихся включает в себя обучение педагогических работников навыкам оказания первой помощи.

Образовательные организации обязаны организовать обучение педагогических работников навыкам оказания первой медицинской помощи в рамках дополнительного профессионального образования (в соответствии с п. 5 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ, а также ст. 196 ТК) либо в рамках обучения по охране труда (в соответствии с Межгосударственным стандартом ГОСТ 12.0.004-2015 «Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения»).

Согласно части 2 статьи 41 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ организация охраны здоровья обучающихся (за исключением оказания первичной медико-санитарной помощи, прохождения медицинских осмотров и диспансеризации) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется этими организациями.

Как рассматривается в Путеводителе по кадровым вопросам. Охрана труда. Требования охраны труда, обучение оказанию первой помощи пострадавшим организуется работодателем или уполномоченным им лицом для всех лиц, поступающих на работу, и работников, переводимых на другую работу (ч. 2 ст. 225 ТК РФ). Порядок, форма и оформление результатов этого обучения определяются работодателем (Письмо Минтруда России от 06.04.2017 N 15-2/ООГ-963).

Работники рабочих профессий должны проходить обучение оказанию первой помощи пострадавшим не реже одного раза в год. Вновь принимаемые на работу лица проходят такое обучение в срок, установленный работодателем или уполномоченным им лицом, но не позднее одного месяца после приема на работу. Это предусмотрено п. 2.2.4 Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденного Постановлением Минтруда России, Минобразования России от 13.01.2003 N 1/29 (ред. от 30.11.2016) «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций» (далее — Порядок обучения).

Руководители и специалисты организаций проходят обучение оказанию первой помощи пострадавшим в соответствии с п. 2.3.1 Порядка обучения один раз в три года в рамках специального обучения по охране труда (Письмо Минтруда России от 07.07.2017 N 15-2/В-1755).

Полагаем, что специальное обучение по охране труда в рамках должностных обязанностей, которое проходят руководители и специалисты организации в течение первого месяца с момента поступления на работу, включает обучение оказанию первой помощи пострадавшим. Такой вывод следует из совокупности норм абз. 8 ч. 2 ст. 212, ч. 2 ст. 225, абз. 4 ст. 214 ТК РФ, абз. 1 п. 2.3.1 Порядка обучения.

Что такое повышение квалификации работников и зачем оно необходимо

Деятельность многих категорий сотрудников в вопросах квалификации регламентируется либо едиными тарифными квалификационными справочниками профессий, либо – отдельными профессиональными стандартами. Наличествующая же квалификация может подтверждаться как документами образовании, так и ведомственным удостоверением о повышении квалификации либо результатами прохождения независимого оценивания в соответствующем центре. При этом под повышением квалификации работника может подразумеваться как изменение его квалификации, так и просто приобретение новых навыков и умений или же актуализация старых.

Сама же процедура повышения квалификации персонала может быть необходима как работодателям, так и сотрудникам с различными целями. Например, она может производиться для:

  1. Продвижения работника по службе. В данном случае в проведении повышения квалификации могут быть заинтересованы как сами сотрудники, так и их работодатели. Законодательство или локальные нормативные акты могут требовать обязательного наличия определенной квалификации для работников на руководящих или иных ответственных должностях. Кроме этого, в случае повышения работнику в любом случае следует ознакомиться со своими новыми задачами, обязанностями и правами.
  2. Интеграции инноваций. Обновление оборудования на предприятии, изменение организационной структуры, внедрение иных новшеств могут потребовать также повышения квалификации работников с целью обучения труду в новых условиях с максимальной эффективностью. При этом в данной ситуации, заинтересован в повышении квалификации сотрудников будет в первую очередь работодатель.
  3. Повышения востребованности специалиста на рынке труда. Работник обладает правом повышения своей квалификации и прохождения её независимой оценки, а значит – наличие документации, которая могла бы подтвердить факт имеющейся квалификации и аттестации работника может значительно повысить его шансы для последующего трудоустройства. Однако, в данном случае работодатели вряд ли будут заинтересованы в проведении повышения квалификации у действующих сотрудников.

5 отличий двух видов дополнительного профобразования

Так, с высоты описанной выше информации уже можно вывести 5 главных отличительных качеств между двумя видами дополнительного последипломного образования:

  • длительность;
  • документ, удостоверяющий окончание курсов;
  • цели обучения;
  • результат учебы;
  • источник финансирования профессиональной подготовки специалиста.

Так, переобучение всегда занимает больше времени — от 6 месяцев до 2 лет. Причем дольше длится не только сам курс, но и каждое занятие (потому что человек осваивает новый для себя профиль, что требует более глубокого погружения).

Квалификационные курсы проходят за 1−2 месяца, а конкретные занятия длятся не больше часа. С этим, кстати, связан еще один отличительный момент — цена. Профподготовка обойдется дороже.

Выпускники курсов повышения квалификации получают удостоверение — подтверждение факта, что они информацию усвоили и готовы применять на практике. Результат переподготовки — диплом государственного образца.

Цели учебы тоже разные: в первом случае человек обновляет и актуализирует знания в имеющейся сфере, во втором — осваивает новую специальность. Соответственно, после квалификационного курса можно подняться по карьерной лестнице, не меняя профиля, но нельзя перейти работать в другую нишу. А переобучение дает возможность сменить и направление, и место работы.

В связи с чем, кстати, во втором случае учебу часто оплачивает сам учащийся. Или работодатель, но с закреплением гарантий того, что его сотрудник отработает потраченные средства. А за повышение квалификационного уровня обычно платит наниматель. Он же обязан следить за периодичностью такого обучения своих кадров.

Адрес поступления:

Москва, Ленинградский пр-т. д. 80, корп. Г (м. Сокол) Москва, ул. Измайловский вал, д. 2, корп. 1 (м. Семеновская)

Телефон: 8 (800) 100 00 11

График работы приёмной комиссии:Пн — Пт: 09.00−20.00;Сб — Вс: 10.00−17.00.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector