15 малоизвестных тонкостей о работе авиадиспетчеров

Провожатые самолетов

Михаил Деревяго

На всем пути от подготовки к взлету до «парковки» самолета после посадки борт ведет беспрерывная цепочка диспетчеров, каждый из которых отвечает за свой участок работы.

Диспетчер руления
должен контролировать обстановку, которая складывается на перроне. Именно у него просят разрешение на буксировку к запуск, он же контролирует, чтобы в то же время там же не проруливал другой борт. Он также проверяет, есть ли у экипажа самолета обновленная метеорологическая информация. Если все отлично, он «доводит» самолет до полосы и передает своеобразную эстафету диспетчеру старта.

Диспетчер старта
отвечает за движение самолета по ВПП, за взлет и посадку, за движение самолета по предпосадочной прямой.

– Если ухудшается погода – безусловно, напряжение растет,
– рассказывает Михаил Деревяго. — На случай, если диспетчер не может увидеть полосу ни просто в окно, ни в бинокль — есть отработанные процедуры. Все знают четко, что делать, но напряжение, конечно, выше в таких ситуациях. Диспетчер переживает за исход посадки, ведь самолет он может увидеть только на экране. И только когда экипаж доложил, что посадку произвел, диспетчер вздыхает с облегчением
.

Сам Михаил имеет допуск к работе на всех диспетчерских участках, поэтому может описать особенности каждого из них. Так, диспетчеры руления и старта имеют дело с меньшим количеством бортов одновременно, но решения из-за крайне ограниченного пространства должны принимать очень быстро. Диспетчеры подхода и диспетчеры круга, которые сидят в другом зале, имеют чуть больше времени для размышления из-за большего пространства для маневров, но одновременно имеют дело с большим количеством самолетов. Выходит, что у каждого из них свои сложности.

Для того, чтобы «видеть» и «вести» самолет, диспетчеры используют множество инструментов. Начиная от бинокля, который помогает видеть самолеты на полосе в непогоду и заканчивая более сложными системами. У каждого на столе монитор с картой Беларуси, которую можно масштабировать. Там видны все пролетающие воздушные судна, скорость их движения, высота, на которой они находятся. Сюда же поступают обновленные метеоданные. Диспетчеры используют интегрированную систему связи ICS 200/60. С ее помощью диспетчер может связаться с любым абонентом, который ему нужен, будь то экипаж в воздухе или аэропортовые службы на земле. Есть и резервные средства связи: телефон и дополнительная радиостанция. Здесь же – пульт управления светосистемами на рулежной дорожке и ВПП, и многое другое.

Диспетчер подхода
Диспетчер круга

Выполнять указания диспетчеров – обязанность пилотов, которой они следуют неукоснительно. Один из собеседников объясняет, почему.

– Дело в том, что на контроле у диспетчера круга может находиться одновременно пять-шесть самолетов. Три из них заходят на посадку, а два — взлетают. Экипаж слышит, что на связи много бортов, но не знает их взаимного расположения. А диспетчер всю информацию анализирует, следит за тем, чтобы соблюдались интервалы движения и дает команду пилотам. Пилот обязан выполнять команды, потому что здесь уже главный – диспетчер. За безопасность отвечает он.

По правилам безопасности самолеты должны находиться друг от друга на определенных расстояниях, которые диспетчеры называют интервалами. К примеру, диспетчер подхода должен обеспечить интервал в десять километров, если воздушные суда летят друг за другом.

– Ближе – уже условия безопасности выполнены не будут. Как правило, и до десяти стараемся не доводить. А вот по высоте интервал – минимум 300 метров,
– рассказывает Виктор Чепуленок.

Зарплата авиадиспетчера

Заработная плата авиадиспетчера в открытых источниках была не найдена, т.к. на сайтах трудоустройства вакансий нет. Вообще говоря, наймом и обучением диспетчеров занимается ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» и ее филиалы («Аэронавигация») и ставки оплаты озвучивают лично. По отзывам, средняя зарплата авиадиспетчера является очень конкурентоспособной и достойной.

Большинство россиян, выбирая профессию, заранее интересуются, какой доход будет приносить им специальность. Зарплата авиадиспетчера нередко становится привлекательным фактором для тех, кто хочет получать за работу достойные деньги. Но не стоит забывать, что, беря на себя какие-либо функции, вместе с правом на вознаграждение вы получаете набор обязанностей. Быть диспетчером аэрофлота – большая ответственность. К людям, выбравшим специальность, предъявляются высокие требования.

Профессия «авиадиспетчер» очень ответственная. От того, как специалист выполнит свою работу, зависит безопасность гражданских и военных полётов

Открытые вакансии «диспетчер» в разных городах

Считается, что диспетчер – одна из самых сложных профессий в мире. Люди, выбравшие её, дважды в году обязаны подтверждать проф. пригодность и регулярно проходить полный медосмотр.
Проверяется как физическая, так и психическая форма. Диспетчерам ежедневно приходится испытывать большие психические нагрузки. Людям со слабой нервной системой лучше не рассматривать профессию как вариант будущего трудоустройства.

Что нужно, чтобы стать авиадиспетчером в России?

Как уже стало понятно, для работы по профессии надо иметь соответствующее образование.

Прямой путь в профессию – это обучение на авиадиспетчера по профилю подготовки «Специалист по аэронавигации».

Но учеба – не единственное, что нужно, чтобы стать авиадиспетчером.

Кандидатов на должность проверяют физически и психологически, их дикция должна быть четкой. При этом, английский язык они должны знать не хуже, чем русский – то есть в совершенстве.

Стандартные требования, чтобы стать диспетчером в аэропорту такие:

  • высшее профильное образование;
  • знание авиационного английского языка;
  • высокая скорость реакции и умение оценивать ситуацию и принимать правильное решение;
  • речь четкая, дикция без дефектов;
  • учат авиадиспетчеров только при условии их отличного здоровья и заключения от комиссии о профессиональной пригодности;
  • стать авиадиспетчером в аэропорту может лишь человек, обладающий психоэмоциональной устойчивостью;
  • математический склад ума, умение быстро и хорошо считать, держать в памяти много разной информации;
  • кроме этого, нужно любить небо, и быть готовым многие часы сидеть за пультом монитора.

В каком-то смысле работу авиадиспетчера можно сравнить с игрой в шахматы в нестандартных условиях, поэтому требуется серьезная подготовка.

Виды диспетчерских пунктов

В зависимости от того, на чем специализируется диспетчерский пункт, он может быть одним из трех основных их видов:

  1. Так называемый ГЦ. Расшифровывается аббревиатура, как Главный Центр.
  2. ЗЦ. Аббревиатура расшифровывается, как Зональный центр.
  3. РЦ. Аббревиатура расшифровывается, как Районный центр.

Каждый из пунктов специализируется на том, что разрабатывает разнообразные планы полета, согласно которым будут перемещаться самолеты. Также, они следят за различными видами рейсов. Как за теми, которые летают регулярно. Так и за теми, которые с определенной периодичностью. 

Рейсы эти могут быть абсолютно любыми. Начиная с международных. Заканчивая теми, что проводятся внутри государства.

Также, авиадиспетчеры специализируются на том, что анализирует воздушное пространство. График полетов. И делают прогнозы по поводу того, как улучшить расписание полетов самолетов. 

Игра в шахматы в трехмерном пространстве

Эдуард Колодный работает в филиале «Аэронавигация Юга» уже 33 года. Родился он в городе Тихорецке Краснодарского края, закончил Ленинградскую Академию Гражданской авиации в 1984 году. Тогда же попал по распределению в Ростов.

— Как сложилось, что вы стали именно авиадиспетчером?

— В то время о профессии авиадиспетчера знали мало, и поэтому в профессиюшли или те, кто не прошел на летчика, или те, кто попал сюда по стечению обстоятельств. Я, скорее, из второй категории. Но при этом, случайных людей у нас нет, те, кто ошибся в выборе профессии, уходили быстро. У нас слишком жесткие требования – серьезные медицинские комиссии, регулярные экзамены по различным дисциплинам, в том числе на знание английского языка. И это не только во время учебы, но и всё время, пока ты работаешь авиадиспетчером. Поэтому оставались только преданные этой профессии люди. 

— Сложно ли авиадиспетчеру найти работу? Хватает ли людей в вашей профессии?

— Хороший диспетчер нужен везде. В моё время было распределение по аэропортам после окончания учебного заведения, но после распада СССР количество выпускаемых авиадиспетчеров резко сократилось. Сейчас же, когда об этой профессии знают больше, появился и серьезный конкурс в учебные заведения и при приёме на работу. 

— Какими качествами должен обладать авиадиспетчер?

— В идеале должен быть ясный, быстрый ум и хорошая реакция. Иногда сравнивают нашу работу с игрой в шахматы. Но это шахматы, во-первых, трехмерные. И, во-вторых, здесь нет времени на обдумывание, ты должен в доли секунды сразу решить возникшую проблему. В начале карьеры ты должен пройти определенные этапы стажировки. И только когда написано положительное заключение инструктора, и ты сдал все экзамены, ты приступаешь к работе на том секторе, на котором стажировался. Диспетчер должен уметь работать как в стандартных, так и в нестандартных ситуациях.

— В чем заключаются нестандартные ситуации?

— Нестандартные ситуации – это не всегда то, что показывают в фильмах. Сильная грозовая деятельность, закрытие по каким-либо причинам высот в секторе, уход воздушных судов на запасные аэродромы, болтанка, обледенение – всё это те ситуации, которые мы должны решать. Но и при стандартных ситуациях бывает непросто, когда, например, в летний период воздушное движение увеличивается в несколько раз.

Перспективы профессии

В научной фантастике и футурологии теме замены роботами людей в профессиях пилота и диспетчера посвящен целый ряд произведений (например, книга Станислава Лема «Дознание»). Деятельность авиадиспетчера, действительно, автоматизируется очень быстро. Однако контроль над работой приборов и вынесение окончательного решения в случае чрезвычайной ситуации остаётся за человеком. А значит, эта профессия еще долго будет востребована.

Если у вас остались хоть малейшие сомнения в том, что профессия авиадиспетчер подходит именно вам, то мы настоятельно рекомендуем
пройти тест на профориентацию от
Профгид.
Он стоит сущие копейки, при этом позволяет избежать ошибок, которые могут пустить не в то русло и искалечить всю вашу жизнь.
Узнать больше >>

Что входит в обязанности авиадиспетчера?

Авиадиспетчеры не только контролируют положение авиалайнеров в небе и аэропорту, но и управляют действиями пилотов от старта двигателя до посадки воздушного судна и его постановки в строго отведенное место аэродрома.

Авиадиспетчер – обобщающее понятие. Специалисты этой профессии отвечают за определенную часть полетов, а также координируют работу служб аэропорта. В зависимости от закрепленного участка, в обязанности авиадиспетчеров входят:

  • «старт-посадка». Руководство взлетами и приземлениями воздушных судов;
  • «руление». Контроль рулежки и других видов перемещения авиатранспорта по аэродрому;
  • «круг». Слежение за обстановкой в зоне аэродрома и за его пределами в радиусе до 50 км;
  • «планирование воздушного движения». Разработка полетных планов, поддержка связи с аэропортовыми службами и экипажами воздушных судов;
  • «подход». Определение очередности приземления авиалайнеров, находящихся на высотах 1800–5700 м;
  • «местные воздушные линии» и «местный диспетчерский пункт». Управление полетами местного значения и контроль воздушной обстановки на высоте до 1500 м;
  • «районный центр». Наблюдение за самолетами, совершающими полетами в диапазоне высот от 2100 до 17 000 м.

Рабочим местом авиадиспетчера является вышка, позволяющая обозревать большую часть аэродрома и окружающее воздушное пространство. В распоряжении служащего находится до шести мониторов слежения, стол для графиков и рабочая документация.

Сотрудник диспетчерской службы обязан иметь высшее образование по специальности, досконально знать аэронавигацию и авиационную метеорологию. В обязательные требования входит знание инструкций и правил эшелонирования. Авиадиспетчер должен контролировать свое психоэмоциональное состояние, оперативно оценивать обстановку и принимать решения, а также в совершенстве владеть английским языком.

Работники авиадиспетчерских служб возрастом до 40 лет обязаны подтверждать профпригодность и проходить курсы повышения квалификации каждые 4 года. После сорока лет процедура проводится ежегодно.

Что делает Авиадиспетчер?

Авиадиспетчеры безопасно направляют самолеты по назначенным им траекториям полета, охватывая определенный сектор воздушного пространства. Каждый сектор контролируется по крайней мере одним диспетчером воздушного движения, часто с помощью радара, что обеспечивает больший объем трафика в этом секторе.

Авиадиспетчеры должны обладать определенными качествами: отличными навыками решения проблем, общения и принятия решений, а также навыками многозадачности. Они обычно имеют дело с большим количеством стресса и должны быть в состоянии сосредоточиться, когда вокруг них происходит много вещей.

Чтобы доказать, что они способны справиться с обязанностями, необходимыми в этой карьере, авиадиспетчер должен пройти строгую оценку и программу обучения.

Типы авиадиспетчеров:

Диспетчер аэродрома — также известный как диспетчер башни, отвечает за управление самолетами в пределах прямого воздушного пространства аэропорта. Эти контроллеры используют визуальное наблюдение с вышки, а также иногда используют радиолокационное позиционирование управления сближением, когда это необходимо на объектах большого объема.

Диспетчеры аэродрома работают в группе позиций, включая полетные данные, наземные, локальные и заходные. Каждая должность выполняет свою специфическую роль в безопасном прибытии и отправлении воздушных судов.

Диспетчер полетных данных/разрешения — выдаст разрешения на план полета до того, как самолет вырулит на взлетно-посадочную полосу. В отличие от других позиций, данные/разрешение будут касаться только вылетающих самолетов, таким образом ограничивая их трафик лишь половиной общего трафика сектора.

Наземный контроль — отвечает за выдачу самолету инструкций по безопасному рулению для движения по пандусам, а также другим неподвижным участкам земли. Как следует из названия, эта позиция имеет дело с самолетами на земле, либо прибывающими, либо покидающими сектор.

Местный — также известный как башня управления, будет выдавать инструкции по безопасному и упорядоченному взлету и посадке самолета в секторе. Эти контроллеры также выдают разрешения самолетам на движение по взлетно-посадочным полосам или через них, предотвращая аварии с помощью радиолокационного и визуального контроля.

Диспетчер захода на посадку — отвечает за выдачу указаний самолетам в секторе, которые готовятся к посадке. Это включает в себя направление их безопасным и последовательным образом, а также укладку их в различные удерживающие обозначения, если это необходимо. Все это должно быть сделано своевременно в соответствии с графиком и потребностями движения.

В армии авиадиспетчером, скорее всего, будет рядовой, выбранный и обученный для этой должности, хотя точные сроки будут варьироваться от страны к стране. В некоторых странах военные несут ответственность за все управление воздушным движением, в то время как в некоторых странах есть как военные, так и гражданские диспетчеры воздушного пространства.

Оглядываясь на историю, можно сказать, что роль авиадиспетчера традиционно была государственной должностью. Однако за прошедшие годы несколько стран перешли к приватизации системы, сделав управление воздушным движением публичной позицией.

Особенности профессии

Мы вместе узнали определение профессии, теперь же настало время ответить на вопрос об особенностях данной работы.

Повторимся, что авиадиспетчер – такой человек в аэропорту, служащий важным звеном между землёй и пилотами самолёта. Проще говоря, он передаёт крайне важную информацию для пилотов и помогает им со взлётом и посадкой.

Поэтому к нему применяются серьёзные требования, без которых допуск на данную работу просто запрещён:

  • отличное знание своего дела. Не допускается неполное знание деталей работы и её тонкостей. Здесь не бывает ненужных мелочей;
  • быстрота реакции. В экстренных ситуациях решения нужно принимать без промедлений, поэтому данная работа не подойдёт для неактивных людей, боящихся ответственности и тех, кто не может самостоятельно принять решение;
  • хорошая физическая форма и отсутствие серьёзных заболеваний. На диспетчеров ложится большая ответственность и ошибочные действия из-за проблем со здоровьем недопустимы;
  • эмоциональная устойчивость.
  • отличная память. Если постоянно рыться в справочниках и обращаться за помощью в интернет, то будет потеряно драгоценное время, а пилот в самолёте ждать не может.

Таким образом, мы чуть подробнее узнали, что за профессия авиадиспетчер. Это крайне ответственная должность, требующая собранности, внимательности от человека. Лучше всего она подходит людям способным концентрироваться на чём-то одном и не отвлекаться на посторонние дела!

Обязанности специалиста

Каждый диспетчер отвечает за разные зоны ответственности. В зависимости от своей специализации. Авиадиспетчеры могут отвечать за:

  1. Руление. Специалист этого спектра следит за происходящим на площадке для езды самолета. В его обязанности входит разрешение и запрет на различные виды буксировки. А также изменение графика вылета самолетов. Чтобы в конкретное время по полосе двигался только один самолёт. После того, как этот диспетчер доведет борт до конкретной полосы, он перестает курировать его. Контроль перенимает диспетчер старта.
  2. Старт. Специалист этого спектра следит за тем, как определенный борт едет по взлетной полосе. 
  3. Подход. Специалист этого спектра следит за тем, чтобы борт поднялся до конкретной высоты. Затем, следит за тем, чтобы самолет мог свободно зайти в зону для посадки. А также предоставляет ему возможность сделать определенный маневр.
  4. Круг. Специалист этого спектра следит за тем, чтобы самолет плавно летел на маленькой высоте. И чтобы он не деформировался во время этого процесса.

Каждый авиадиспетчер должен обладать крепкими знаниями

И хорошим вниманием. Чтобы безопасно осуществлять свою деятельность

Заключение

Средняя зарплата авиадиспетчера в России — около 1.000$. Профессия высокооплачиваемая и уважаемая. А также предоставляет возможности для карьерного роста. Поэтому рекомендуем присмотреться к специальности.

На портале Vikids вы можете:

Выход на пенсию

Один из важнейших плюсов профессии – это право на досрочную пенсию. Авиадиспетчеры мужчины могут претендовать на пенсию с 50 лет, а женщины с 45 лет, при условии работы в службе управления полетами воздушного транспорта не менее 12,5 лет.

Пенсии воздушных диспетчеров невысоки, так в среднем по стране размер месячного пенсионного обеспечения около 20 тыс. руб. Авиадиспетчера заработавшие пенсию на Севере могут рассчитывать на 25 тыс. в месяц.

При списании сотрудника воздушной диспетчерской службы по состоянию здоровья до наступления пенсионного возраста положена компенсация в размере 6 среднемесячных оплат труда.

По сравнению с работниками других специальностей, специалисты-аэронавигаторы получают достойную зарплату за свой тяжелый труд. Специалисты этого направления востребованы на современном рынке труда. Авиадиспетчеров готовят гражданские вузы — институты гражданской авиации в Москве и Ульяновске и высшие военные училища в Краснодаре и Ейске.

We use cookies and other similar technologies to help provide our Services, to advertise to you and to analyse how you use our Services and whether advertisements are being viewed. We also allow third parties to use tracking technologies for similar purposes. If you are using our Services via a browser you can restrict, block or remove cookies through your web browser settings. The Help menu on the menu bar of most browsers also tells you how to prevent your browser from accepting new cookies, how to delete old cookies, how to have the browser notify you when you receive a new cookie and how to disable cookies altogether. To learn more, .

Essential Cookies

These cookies are necessary for the website to function and cannot be switched off in our systems. They are usually only set in response to actions made by you which amount to a request for services, such as setting your privacy preferences, logging in or filling in forms. You can set your browser to block or alert you about these cookies, but some parts of the site may not work then.

Sessions
Cookie lawinfo
Mailerlite
Google services (Youtube, Google maps)

Functional Cookies

These cookies allow the provision of enhance functionality and personalization, such as videos and live chats. They may be set by us or by third party providers whose services we have added to our pages. If you do not allow these cookies, then some or all of these functionalities may not function properly.

Live Chats support

Performance Cookies

These cookies allow us to count visits and traffic sources, so we can measure and improve the performance of our site. They help us know which pages are the most and least popular and see how visitors move around the site. All information these cookies collect is aggregated and therefore anonymous. If you do not allow these cookies, we will not know when you have visited our site.

Google Tag Manager
Google Analytics

Targeting Cookies

These cookies are set through our site by our advertising partners. They may be used by those companies to build a profile of your interests and show you relevant ads on other sites. They work by uniquely identifying your browser and device. If you do not allow these cookies, you will not experience our targeted advertising across different websites.

Facebook pixel
Google Adwords
Google DoubleClick

Авиадиспетчер — это сотрудник авиации, который осуществляет контроль и обслуживание воздушного движения со своего рабочего места в диспетчерском пункте. Его главная задача — обеспечение безопасного и упорядоченного движения различных воздушных судов.

По психоэмоциональной нагрузке профессия авиадиспетчера считается одной из самых ответственных и опасных, ведь данный специалист отвечает за сохранность не только техники, но и человеческих жизней.

Необходимые качества

Для работы авиадиспетчером необходимо иметь ряд очень важных положительных качеств характера, а также множественные умения. Речь идет о доскональном знании своего дела, включая все нюансы и мелочи (в данном случае ничто нельзя называть мелочами).

Необходимым качеством является быстрота реакции, поскольку диспетчерам часто приходится срочно принимать решения без возможности потратить даже несколько лишних минут на раздумья.

Авиадиспетчер должен пребывать в идеальной физической форме, поскольку от его здоровья напрямую зависит жизнь людей. Ошибки, связанные с состоянием здоровья, недопустимы.

Необходимо также иметь отличную память, поскольку возможности уточнить тот или иной вопрос нет (для поиска ответа в Интернете или консультации с коллегой потребуется время, которого зачастую просто не хватает). Также необходима эмоциональная устойчивость.

А сколько должна зарабатывать женщина: что по этому поводу думают психологи

Жители РФ дорожат работой, но две трети ищут новую, оставаясь на прежней

Появились сведения, сколько процентов сейчас стоимость ипотечного кредита

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector